Виктор Толочко возродил основную экспозицию Воронцовского дворца-музея

 
 
 
Виктор Толочко возродил основную экспозицию Воронцовского дворца-музея
 
Виктор Толочко занимал пост директора Алупкинского дворца-музея с 1957 по 1963 год. Этот удивительный человек был талантлив во всем. Он обладал даром живописца, хорошего организатора, был справедливым руководителем и умел найти общий язык практически с любым человеком. Виктор Иванович в короткие сроки смог воссоздать музейную экспозицию в послевоенное время. Он умер шесть лет назад, но сотрудники дворца-музея до сих пор вспоминают его с теплотой и уважением. Своими воспоминаниями о Викторе Ивановиче с «Летней столицей» поделилась известный искусствовед Аза Пальчикова.
— Уважаемая Аза Павловна, как вы познакомились с Виктором Ивановичем?
— Я была назначена заместителем директора Алупкинского музея по научной работе в мае 1957 года. Тогда мы попали в такую ситуацию, что нужно было добиваться изменения профиля музея. Дело в том, что после проведения Ялтинской конференции 1945 года во дворце размещалась государственная дача. Все художественные ценности бывшего дворца-музея находились во дворце и были учтены в десяти инвентарных книгах (кроме ценной коллекции античных мраморов, которая в 1945 году была передана в Музей изобразительных искусств в Москве).
Но в 1952 году было принято решение о создании во дворце санатория. Все экспонаты передали в Севастопольскую картинную галерею, а затем распределили между Симферопольским художественным музеем, Севастопольской галереей и Бахчисарайским дворцом-музеем. Через три года власти снова вернулись к решению о создании во дворце музея, но вместо того, чтобы возвратить все ценности, некогда принадлежавшие ему, крупным музеям Украины было дано распоряжение выделить художественные произведения для вновь создаваемого музея. На основе этих поступлений был создан Крымский музей изобразительных искусств в Алупке, открывшийся во дворце 30 апреля 1956 года.
Но произведения искусства, размещенные в его парадных залах, не только не дополняли интерьер, а создавали диссонанс. Необходимо было создать комплексную экспозицию, отвечающую характеру художественного замысла дворца. Мы были очень рады, что новым директором был назначен художник Виктор Толочко. Он поддержал нашу точку зрения и сыграл большую роль в формировании новой экспозиции. Именно он вышел на министра культуры СССР Николая Михайлова, привез его во дворец и рассказал ему о наших проблемах. Чиновник дал указ поменять профиль музея и вернуть обратно все экспонаты. Хочу подчеркнуть, что это все стало возможным благодаря стараниям Виктора Ивановича. Каким-то удивительным образом он смог найти министра культуры и убедить, что так будет лучше.
Однажды Виктора Толочко послали в музеи Москвы и Петербурга за экспонатами. Благодаря своей общительности и любознательности ему удалось найти много интересного. В Эрмитаже в отделе бронзы он увидел великолепные работы знаменитого парижского мастера — скульптора, рисовальщика, литейщика Пьера-Филиппа Томира. Удивительно то, что ему удалось уговорить хранительницу музея отдать часть работ мастера Воронцовскому дворцу. Потом, через несколько лет, я приехала в Эрмитаж, разговорилась с его сотрудниками, и они рассказали, что просто рыдали и не могли понять, как это можно было разъединить целый сервиз и часть отдать другому музею! Из Московского исторического музея он привез старинную мебель известного мастера. Виктор Иванович принимал большое участие в создании экспозиции и как художник.
— Какие личные качества вы хотели бы выделить у Виктора Толочко и каким примером вы могли бы их проиллюстрировать?
— В первую очередь хочу сказать, что он был очень доброжелательным и общительным человеком. По-доброму относился ко всем сотрудникам. Никогда не делил людей на маленьких и больших, независимо от того, кем они работали — дворниками, смотрителями или научными сотрудниками. Виктор Иванович смог стать хорошим организатором коллектива не только в трудовой деятельности, но и в отдыхе. По его инициативе во дворце стали проводиться санитарные дни. Эти мероприятия очень сближали коллектив. На уборку выходили все, в том числе Виктор Толочко.
В его бытность у нас проходили очень откровенные собрания. Каждый мог высказать свое мнение и не бояться, что последует негативная реакция. Второе, на что хотелось бы обратить внимание, так это на его таланты. Он был прекрасным организатором, живописцем, играл на фортепиано и аккордеоне. Часто у нас организовывали разные вечера и праздники. И Виктор Иванович был душой этих мероприятий. Он брал в руки аккордеон или садился за пианино. Может, поэтому первый послевоенный коллектив музея был очень дружным и слаженным. Благодаря этому мы очень быстро смогли восстановить дворцовую экспозицию и в 1958 году открыли ее для посетителей. Меня всегда поражало, насколько он отдавался своей работе и с большой легкостью смог войти в новый коллектив.
— Что вы можете сказать об увлечении Виктора Толочко живописью?
— Думаю, что увлекаться живописью он начал еще в детстве. Первая персональная выставка Виктора Ивановича состоялась как раз в Алупке, когда он был уже директором дворца. Помню, проходили какие-то выборы, и в соседнем санатории был избирательный участок. Там он показал свои пленэрные этюды. Эту выставку очень тепло восприняли зрители. Несмотря на то, что он был администратором, у него хватало времени и на творческую работу. Одно из помещений, где сейчас продают сувениры, он даже приспособил себе под мастерскую. Его работы отличались красивым живописным колоритом.
— С какими известными и выдающимися людьми был знаком Виктор Иванович?
— Близко общался с известными ялтинскими художниками Федором Захаровым и Петром Столяренко. По приглашению Киева они втроем организовали там выставку. При помощи их работ киевляне смогли прочувствовать и увидеть настоящий южный колорит. Дружил с Яковом Басовым. Виктору Ивановичу было даже присвоено звание народного художника. Крымская Академия Наук признала его почетным академиком за работы, посвященные Великой Отечественной войне.
Вообще, все, кто так или иначе общался с Виктором Ивановичем, до сих пор вспоминают о нем с теплотой и уважением.

Выставка «Памяти мастера» посвящена творчеству Народного художника Украины, Ветерана Великой Отечественной войны, орденоносца, Виктора Ивановича Толочко (1922-2006). В.И.Толочко был один из самых значительных мастеров Украины в области монументальной тематической картины, создавший на своих полотнах много запоминающихся ярких образов, виртуозным пейзажистом, автором выразительных натюрмортов.

В.И.Толочко родился 22 октября 1922 года в г.Мелитополе. В 1940 году служил в рядах Красной Армии в Средней Азии, участвовал в боях с басмачами. С конца 1942 года воевал на центральном фронте. Награждён Орденом Славы первой степени, медалями за взятие Курска, Кенигсберга. Демобилизовавшись, в 1946 году поступил в Харьковское художественное училище, затем продолжил образование в Харьковском художественном институте. Сотни блестящих этюдов и портретов стали материалом для картины «Защитники Брестской крепости» - дипломной работы молодого художника.


По окончании института в мае 1957 года В.И.Толочко был назначен директором музея украинского искусства, располагавшемся в залах Воронцовского дворца. Стал инициатором создания на базе дворца музея искусства первой половины 19 века.

В 1963-м году Виктор Иванович вернулся к творческой работе. В 1970 году переехал в г.Донецк, с 1973-го стал председателем Донецкого Союза художников. Последние 30 лет жил и работал в Ялте.

Важнейшей темой творчества на протяжении трёх десятилетий для него была война. Мастер создал более 20-ти полотен на тему Великой Отечественной войны. Почти все масштабные картины нашли своё место в музеях Украины. Живописная одарённость и мастерство художника с особой силой и убеждённостью проявились в пейзажной лирике. Всеми выразительными средствами он утверждал реальный мир в его несокрушимой мощи, прочности форм, интенсивности и глубине цветовых соотношений. Реальный пейзаж у В.И.Толочко всегда поэтически преображается эмоциональным взглядом живописца. Строя пространство цветом, он легко добивался глубинности планов, распахивая окна в мир, созданный им самим. Лирика – эпические, философские, мистические, символические пейзажи В.И.Толочко открыли целое направление в современном украинском изобразительном искусстве. Произведения мастера глубоко психологичны, заставляют задуматься о бесчеловечности войны и гуманизме, любви к близким и Родине, быстротечности времени. В этом - позиция художника, рождённая его собственной судьбой.


Виктор Иванович Толочко скончался 13 апреля 2006 года, но с нами творческое наследие Народного художника, созданное для тех, кто влюблён в мир.

Толочко Виктор Иванович (1922 - 2006 гг.) - Украинский живописец.

Толочко Виктор Иванович родился в городе Мелитополь в 1922 году.

Участник Великой отечественной войны.

С 1946 по 1950 годы учился в Харьковском художественном училище. В 1957 году окончил Харьковский художественный институт, педагоги С.Беседин, А.Кокель, А. Любимский. После окончания института был назначен директором музея украинского искусства в Ялте, который занимал тогда залы Воронцовского дворца. В 1963 году вернулся к творческой работе. Тогда же начал строить дом-мастерскую в Ялте, где впоследствии бывали Михаил Аникушин, Владимир Богаткин, Александр Лопухов, Виктор Шаталин, Анатолий Пламеницкий и многие другие. Был дружен с Евсеем Моисеенко, вместе много и плодотворно художники писали в Крыму. В 1970 году переезжает в Донецк, а в 1973 году становится председателем Донецкого отделения Союза художников. Вскоре возвращается в Крым. В 1985 году Толочко В. В. присвоено звание Народного художника Украины. Участник многочисленных выставок, в том числе тридцати персональных: в Москве (1965г.), Киеве (1975г.), Симферополе (1966, 1979, 1985, 1987, 1992, 1994, 1995, 2000г.г.), Днепропетровске (1983г.), Донецке (1974г.), Стамбуле (Турция, 1995г.) и др. Работы Толочко В.И. хранятся во многих музеях и галереях Украины, а также частных собраниях во многих странах.

Мастер с большой буквы

Мастер с большой буквы Виктор Толочко. Широкое признание ялтинский живописец Виктор Толочко завоевал при жизни. Работы народного художника, заслуженного деятеля искусств Украины, мастера тематической картины, виртуозного пейзажиста, автора выразительных натюрмортов экспонировались в разных странах. И всегда - с успехом, увеличивая число поклонников. Виктор Иванович не дожил до девяностолетия, коллегам и друзьям приходится отмечать эту дату без него. Выставкой в Республиканском Доме художника, которую организовала вдова живописца Елена Толочко. - Наследие Виктор Иванович оставил большое и поистине бесценное, - отметила Елена Ивановна. - Стараюсь, чтобы оно не лежало, что называется, под спудом. Люди должны видеть эти работы, его имя и творчество художника такого уровня забывать нельзя. Забыть этого человека просто невозможно. Светлого, доброжелательного, Мастера с большой буквы, прожившего сложную, полную драматизма и радости жизнь. Для участника Великой Отечественной войны тема народного страдания и героизма на долгие годы стала основной. Он написал десятки крупномасштабных полотен, которые хранятся в музеях. Эти произведения потрясают психологической глубиной, правдивостью. Он писал их не по заказу - по душевному порыву. Монументальное полотно «Прорыв» создавалось четырнадцать лет. Это сложная многофигурная композиция с тщательно прописанными образами солдат, матросов, передним планом, одна из фигур на котором - старушка с иконой в руках. Только большой мастер способен дать столь глубокую перспективу, создающую ощущение, что за спинами изображённых фигур стоит вся страна, поднявшаяся против врага. Десять лет ушло на картину «В годы войны», которая принесла Виктору Толочко широкую известность. Сюжет родился из пережитого. В Германии, в одном из разбомблённых домов, его боевой друг, студент консерватории Александр нашёл гитару. И вечером вокруг него собрались бойцы послушать любимые песни, старинные романсы. Эта картина всплыла в памяти через много лет, и живописец перенёс её на полотно. Внешне спокойный, он был человеком эмоциональным, и это отразилось в пейзажной живописи. Его лирико-эпические, философские, мистические, символические пейзажи открыли новое направление в современном изобразительном искусстве. Он много сделал для крымского искусства, занимая пост директора Алупкинского дворца-музея в 1957-1963 годах. Его заместитель в те годы искусствовед Аза Пальчикова свидетельствует, что благодаря дару убеждения, высокому профессионализму новый директор сумел добиться возвращения всех вывезенных в другие музеи до и после войны экспонатов и создать комплексную экспозицию, отвечающую характеру художественного замысла Воронцовского дворца. Но, конечно, главным для Виктора Ивановича было творчество. Им создано более двух тысяч разножанровых работ. Среди них большие циклы пейзажей Крыма, натюрмортов, философская серия «Возрождение». Виктора Толочко называют художником-философом. Его картины наполнены мощной энергией. Их колорит тщательно продуман и безупречен. - Он воспринимал мир как музыкант, - отмечает много лет знавшая Мастера художница Элеонора Щеглова. - Он умел, как никто, передать красками шум водопада, порывы ветра, шум прибоя - мощные аккорды стихии. Манера письма живописца не оставалась неизменной. С годами палитра становилась всё более светлой, яркой, импрессионистической. Открытым цветом он создавал жизнерадостную эмоциональную среду. Источником вдохновения для художника были пленэры. - В последние годы жизни, уже восьмидесятилетним, он стал писать на природе не только небольшие этюды, как принято, а ставил метровые полотна и на одном дыхании писал alla prima виртуозные пейзажи, - вспоминает Елена Толочко. - И мы каждый год с июля по октябрь проводим на базе его теперь уже мемориальной творческой мастерской на Тарханкуте пленэры, на которые приезжают художники и с Украины, и из России. * * * Художник прошёл всю войну, став кавалером орденов Славы и Великой Отечественной войны I степени. На обелиске над могилой воинов на Курской дуге значится его имя: тяжело раненного, находящегося без сознания бойца сочли убитым. Спас Виктора его боевой друг, нащупавший едва слышный пульс. Он-то и вытащил будущего художника из братской могилы, которую уже собирались засыпать. * * * Искусствовед Елена Самойлова: «Виктор Иванович Толочко - один из столпов крымской живописи ХХ века. Его картины - это наше культурное поле. Наша гордость». * * * Картины Виктора Толочко украшают коллекции Музея украинского искусства в Киеве, Симферопольского и Донецкого художественных музеев, Запорожского музея казачества, Феодосийской и Львовской картинных галерей, галереи болгарского города Русе, а также частные собрания в США, Германии, Польше, Франции, Канаде, Швеции, Финляндии. Людмила ОБУХОВСКАЯ.